top of page

Про нелюбовь к России и эмигрантов нового поколения


На днях со мной произошел очередной занимательный разговор в Убере. Водителем оказался Олег, небольшой кругленький еврей в очках лет 50-ти.

После того, как Олег справился с конфьюженом, вызванным навигатором, завязался диалог. Разговор между русскоговорящими людьми в Америке всегда проходит по одному сценарию: откуда, как приехали, как остались. Всем интересно, как соотечественники здесь оказались и, что самое главное, добились ли успеха в чужой стране.

- Откуда вы? - спрашивает меня Олег скучающим голосом.

- Из Москвы, а вы?

- А я из Советского Союза. Я эмигрант. Есть такое слово в русском языке. Эмигрировал в Израиль в 91-м году (как он потом признался - из Киева), а 14 лет назад в Сан Диего (я потом узнала, что советским евреям до 2011 в США давали беженство чуть ли не автоматом). Нехорошая обстановка в Израиле была, знаете ли, а про Киев так вообще молчу. Это у вас сейчас выбор есть, поэтому вы капризничаете: тут хочу жить/работать, там не хочу. А у нас тогда выбора не было, - продолжал Олег, - приходилось эмигрировать и выживать как-то, без знания языка, без денег, без друзей.

А вы, кстати, с мужем живете?

- Нет, - говорю, - с подругой.

- С подругой? - Олег неодобрительно покачал головой. - В той эрии, откуда я вас забрал? Очень неприятный район. Я там 14 лет назад жил, когда только переехал. Стреляли там. Очень неприятный район.

- Возможно так было 14 лет назад, но сейчас хороший считается район, молодежный.

- Опасное место, - не слушал меня Олег, - но вы из Москвы, так что вам, наверно, нормально (тут он хмыкнул, а я округлила глаза). Мы то сразу из этого нейборхуд переехали, в Ла Месу. Нормально место, спокойное. Да и вообще живем нормально. Убер это так, подработка. Я вообще медбратом работают. Госпиталь у нас большой, приличный.

И дети у меня хорошие. Не потому что мои, а потому что хорошие. В синагогу ходят, в черч. Как это по-русски... в церковь.

Олег еще долго рассказывал мне про своих детей и пытался заставить признать как у нас ТАМ все плохо. Я не признавалась. Было как-то неприятно, противно даже немного.

 

Дело в том, что эмигранты часто считают своим долгом напоминать себе и всем остальным, как правильно они сделали, что уехали. Причем они искренне уверены, что в их отсутствие страны бывшего Советского Союза остались точно такими же, как когда они их покидали, если только не стали еще хуже. Что бедные люди, оставшиеся ТАМ, все еще стирают постельное белье и пеленки вручную, едят тушенку и тихонько завидуют своим заграничным родственникам.

Олег казался не совсем счастливым человеком, но мечты о том, что на его бывшей родине люди живут еще хуже, явно делали его день лучше. Не зря же он из страны в страну переезжал и дважды строил свою жизнь заново. Хотя уверена, что все не зря. Дети Олега, выросшие в Штатах, получившие здесь образование, станут настоящими белозубыми, счастливыми американцами и их лица когда-нибудь украсят упаковки хлопьев, на радость Олегу.

Приятно правда видеть, что с каждым новым поколением степень нелюбви к России (и Украине) как будто немного снижается. Хочется верить, что это в том числе потому, что уезжают уже не из совсем разрушенного "совка".

Вот несколько моих наблюдений об эмигрантах разных поколений.

Эмигранты 90-х (50 с чем-то лет). Большинство рассуждают как Олег. Они с удовольствием смотрят русские новости, сетуют "куда катится страна", радуются, что их это не касается, но всегда остаются в курсе событий. Звоня родственникам в Россию, участливо интересуются всем происходящим и избирательно запоминают факты в пользу того, что они там больше не живут.

Эмигранты 2000-х (30-40 с чем-то лет). С ними я общалась еще меньше, но сложилось впечатление, что среди них наиболее часто встречаются люди, в которых русское начало очень сильнО и даже как-то утрировано.

Они вроде как ассимилировались в Америке до определенного бытового уровня, но дружат, встречаются, кутят только с русскими. Ходят в русские рестораны, слушают русскую популярную музыку (или еще хуже - поют ее в караоке в русских ресторанах), продукты покупают в русских магазинах. В таких с порога веет холодом, а продавщицы смотрят недружелюбным взглядом из-под синих век.

На самом деле такие русские до мозга костей люди всех возрастов бывают, но в этой возрастной категории как будто больше всего.

В них злости к России, как к явлению, как будто меньше, чем у поколения Олега, но все еще с избытком. Они пишут дурацкие комментарии в группах для русских на фейсбуке, которые созданы помогать друг другу в чужой стране. Но на деле там в 1 случае из 10 помогают, а в остальных оскорбляют. Как сказала одна девушка, в такие группы приходишь с вопросом “посоветуйте где купить семена”, а уходишь с табличкой “хуевый огородник”.

Конечно, не все такие. Встречаются и очень интеллигентные, умные и образованные люди, которых сложно отнести к какой либо из категорий.

Эмигранты нового поколения (20-30 с чем-то лет).

Они приезжают за лУчшей жизнью, а не потому что их жизнь дома была невыносима (хотя и такое тоже до сих пор бывает) и часто сначала наоборот из уютного родительского гнездышка попадают мир, где за все надо платить и самому зарабатывать, что, понятное дело, не сразу делает жизнь веселее.

Они пробивные, находчивые, рассудительные не по годам. Еще энергичные и амбициозные (тут только такие остались). Большинство приехало по Work&Travel программе, но, впечатленные Америкой, свободой, нашли способ остаться и превратить work, work, work & travel в образ жизни.

Они отлично говорят по-английски и легко адаптируются к местным порядкам. Все же чем раньше ты переезжаешь, тем проще прижиться.

Они помогают друг другу, потому что еще помнят как это непросто поначалу. И мне не раз помогали, и я всегда буду стараться делать для них что могу.

Они с гордостью рассказывают американцам о наших классных театрах, о Байкале и балете. Любят рассказывать им о загадочной "культуре", которой у нас много, а тут нет.

Многие (почти все) работают в ресторанах, кафе. Вообще работать в сфере обслуживания в Америке не зазорно и платят нормально. Часто американцы сознательно выбирают такой путь, потому что это “легкие” деньги, да и какая разница кем работаешь, если живешь в Калифорнии, например. Наши же здесь относятся к этому как к досадному, но временному обстоятельству.

Problem solving skills таких эмигрантов позавидовал бы любой менеджер, я вам серьезно говорю. Платить за жильё, не имея постоянной работы, работать, не имея документов, успевать учиться, не имея другого выбора. При этом не бросать мечты стать фотографом, дизайнером, стюардессой, идти к своей цели, тратя каждую свободную минуту на создание портфолио или какие-то онлайн курсы.

Конечно, не все такие. У некоторых амбиции не распространяются дальше мужа и грин карты. Один мой друг американец, безнадежно влюбленный в украинку, все еще приходит в себя от того, что она вообще не собирается работать. Думает теперь, сможет ли он ее себе позволить или лучше расстаться сейчас.

Но главное, я вижу, что те, кто стремится к чему-то постепенно получают желаемое, улучшают жилищные условия, делают документы, находят стажировки и так далее.

Те, кто уже съездил домой к маме, возвращаются с забавными байками о России. Например, девушка покупала билет на поезд, и кассирша спросила ее хочет, ли та место у окна или у прохода. Девушка пожала плечами и ответила, что ей все равно. Кассирша в ответ чистосердечно призналась, что ей то еще больше все равно. Нам такие прямолинейные заявления кажутся забавными, а для американцев просто шок. Это вам не have a nice day. После такой истории обычно следует что-то вроде "ох скучаю я все-таки по этому... по прямоте нашей", но нет, никто из них не скучает по хамству.

Не мудрено, что у новых эмигрантов тоже иногда наступают периоды, когда нужно успокоить себя мыслью, что они все правильно сделали, уехав. Но в отличие от Олега, дело не в том, что у них дома перспектив не было, просто у них тут перспектив больше.

Они остались в Штатах потому что эта страна объективно благополучнее по многим параметрам, но они знают, что для них еще весь мир открыт, поэтому не спешат ненавидеть его.

Single post: Blog_Single_Post_Widget
bottom of page